Сайт кафедри  географії ДНУ
Кафедра географії історичного факультету Дніпровського національного університету імені Олеся Гонара     
.
Навігація


Форма входу
    Вітаємо на нашому сайті!

Фомина Н. И.

Дальневосточный государственный ун-т, институт менеджмента и бизнеса, аспирант.

Научный руководитель: проф. каф. географии стран АТР, д.геогр.н. Бровко П.Ф.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

 

В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает семь основных категорий особо охраняемых природных территорий [1]. На 31 декабря 2005 г. в России площадь всей системы ООПТ составляла 11,7% от территории страны, и она насчитывала 13625 ООПТ различных категорий [2]. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой в России исторически составляют государственные природные заповедники - строго охраняемые природные резерваты, относящиеся к первой категории по классификации охраняемых природных территорий, принятой МСОП.

Сеть государственных природных заповедников создавалась в стране с 1917 г. За это время была создана уникальная система, признанная во всем мире, и закрепилось прочное представление о статусе заповедников. За рубежом к созданию подобных резерватов приступили гораздо позже, а наиболее популярным и распространенным видом ООПТ являлись национальные парки (НП).

Отличие российской модели НП от таковых в других странах мира обусловлено спецификой их целевого назначения. Если НП ряда стран выполняют различные чисто природоохранные функции, так как крупных резерватов, аналогичных нашим заповедникам, в этих странах нет, то наличие в России мощной сети государственных природных заповедников, а также разнообразных заказников, которые в основном берут на себя выполнение сугубо природоохранных функций, создает предпосылки для того, чтобы российские НП, являясь многофункциональными учреждениями, где в первую очередь реализуются принципы рационального и неистощимого природопользования, уделяли большее внимание развитию туризма и экологического просвещения, охране культурного наследия, а также поддержанию благоприятных условий для жизнедеятельности местного населения [3, 4].

Одной из основных задач, стоящих перед администрацией любого Российского НП, является создание условий для регулируемого туризма и отдыха, а так же создание сферы рекреационного обслуживания населения региона. Под созданием условий для регулируемого туризма и отдыха подразумевается разработка и реализация НП системы управленческих и хозяйственных мероприятий, направленных на привлечение в НП туристов, турфирм, инвесторов и создание главным образом близ его границ эффективной туристской инфраструктуры, способствующей интеграции НП в социально-экономическую структуру региона. Предназначение НП и их рекреационный потенциал позволяют развивать как в самих парках, так и на сопредельных территориях различные виды туризма вообще и экотуризма в частности.

Экологический туризм легко согласуется с такими понятиями, как рациональное природопользование и устойчивая рекреация, так как он предоставляет возможность избежать потерь, неизбежных в результате деградации окружающей среды и социальной дестабилизации при традиционном природопользовании. Это наиболее прогрессивный вид использования природных ресурсов, ориентированный на длительное развитие и сочетание экологически устойчивых методов хозяйствования.

Социальные и экологические связи в природных районах, где развивается экотуризм, тесно переплетаются, что делает социально-экономические системы этих районов более устойчивыми, так как причины деградации растительности и животного мира кроются в традиционном, зачастую незаконном, использовании природных ресурсов для сельскохозяйственной деятельности, охоты и собирательства.

Специалисты определяют экотуризм как механизм устойчивого развития общества, так как социальная значимость экологического туризма значительно больше, чем его экономическая значимость. Глобальное значение экотуризма оценивается международными экспертами выше его экономической значимости, поскольку он направлен на защиту редких и исчезающих экосистем, являющихся резерватами биоразнообразия в регионах и на Земле, являясь при этом одним из немногих реальных экономических инструментов для финансирования сохранения уязвимых экосистем. Он направлен на обеспечение демократических и управленческих свобод для местного населения, предоставляя ему возможность самому определять пути устойчивого развития и получать выгоды от поступлений от туризма.

Оперируя общепринятой точкой зрения, что предназначение НП – организация полноценного отдыха и экотуризма в частности можно сделать вывод о необходимости существенного расширения сети НП в России. Данное расширение должно осуществляться не стихийно, а на основе единого подхода, исходя из научно обоснованных принципов, выводимых как из отечественного, так и из зарубежного опыта. Организация новых НП должна проводиться с учетом не столько региональных интересов, сколько общегосударственных, то есть исходя из того, какая именно система ООПТ лучше всего отвечает потребностям страны в целом. Помимо этого в современном мире накоплен 100-летний опыт организации и эффективного функционирования НП, так как идея создания НП возникла в Америке более 130 лет назад, и в некоторых странах они создаются уже более века.

Для России интересен опыт государств с территориями больших размеров, располагающих сформированной десятилетиями сетью природных резерватов, значительных по площади, сохраняющих природные комплексы в естественном состоянии и имеющих в соответствии с национальными правовыми нормами общегосударственный статус. Российских специалистов должен заинтересовать практический опыт государств Северной Америки, Восточной и Южной Африки, Австралии и других аналогичных регионов планеты. Начать необходимо с наличия понимания значимости заповедного дела и ощутимой ответственности государства за его состояние.

Если говорить о современном этапе развития сети НП в РФ, то в настоящее время ее развитие определяется «Перечнем государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривается организовать на территории Российской Федерации в 2001–2010 гг.», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 г. № 725-р [5]. Можно отметить, что данный список отличается лаконичностью: в него включено всего 12 НП и 9 заповедников. Несомненно, одной из главных положительных особенностей Перечня следует признать его реалистичность, так как в основном он включает уже известные и достаточно проработанные предложения. К 2005г. в России было создано 35 НП общей площадью около 7 млн. гектаров. Они располагались на территории 33 субъектов Российской Федерации, охватывая 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций, при этом основная доля НП приходилась на Европейско-Уральскую часть России. На регионы Сибири приходилось всего лишь 6 НП, на Дальнем Востоке не было создано ни одного, не смотря на то, что богатство и уникальность биологического разнообразия Приморского края сделали его центром всего Дальнего Востока как единого, целостного экологического района планеты. Территория Приморского края отличается уникальностью огромного количества природных достопримечательностей, высокой контрастностью выдающихся природных объектов. Приморский край занимает значительное место в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Приморский край отличается особым видовым многообразием флоры и фауны, только здесь обитает редкий дальневосточный леопард, здесь же находится основная популяция тигра, зарегистрировано более 440 видов птиц, 149 видов редких и исчезающих сосудистых растений.

Согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 г. № 725-р. на территории Приморского края планировалось создание двух НП: «Среднеуссурийского» («Удэгейская легенда») и «Верхнеуссурийского» («Зов тигра»), а в Хабаровском крае – «Анюйского» [5]. В процессе работы по подготовке эколого-экономических обоснований для создания данных НП была дана оценка природоохранной, эколого-познавательной и рекреационной значимости, а так же социально-экономическая характеристика территорий проектируемых НП, предложены варианты границы и зонирования территорий будущих парков, рассмотрены предложения по развитию на данных территориях туризма и массового кратковременного отдыха населения.

2 июня 2007 г. председатель Правительства РФ М. Фрадков подписал распоряжение правительства РФ о создании НП «Зов тигра», 9 июня 2007г. – о создании НП «Удэгейская легенда», 15 декабря 2007 г. – о создании НП «Анюйский» [6, 7].

Национальный парк «Зов тигра» расположен на стыке трех районов - Ольгинского, Лазовского, Чугуевского и включает в себя водораздельную часть хребта Сихотэ-Алинь с горой Сестра, горный массив Облачная - Снежная, а также примыкающие к ним верхние части бассейнов рек Уссури и Милоградовки. Данная территория получила широкое признание в приморском пешеходном туризме еще в 30-50-х гг. ХХ в., она также известна как район собирательно рекреации и спортивной ловли. Поэтому основной вид сервисных услуг будет направлен на обеспечение пешеходных, лыжных, конных и комбинированных маршрутов различной протяженности и длительности. Большое значение может иметь деятельность на облегчение условий собирательной рекреации и рыбной ловли. Природные и культурно-исторические условия данной территории с момента создания соответствующей базы сервисных услуг позволяют проведение здесь разнообразной экскурсионно-просветительской деятельности.

Национальный парк «Удэгейская легенда» располагается на территории Красноармейского района. На его территории может развиваться водный туризм, так как река Арму является одной из наиболее посещаемых туристами рек в крае, и данная территория осваивается туристами с конца тридцатых годов прошлого века. Хотя в данном районе пролегали всероссийские водные, пешеходные и комбинированные туристские маршруты до 5 категории сложности, тем не менее, в настоящее время в туристском отношении территория парка освоена слабо. Помимо водного туризма и спортивной рыбной ловли в межсезонье и зимний период здесь планируется развить спортивную охоту и фотоохоту, т.к. рекреационный ресурс в это время будет не востребован. Экскурсионно-просветительская деятельность может быть ориентирована в первую очередь на создание археолого-исторических и этнографических экспозиций на базе многочисленных археологических памятников территории.

При этом изъятие из существующей хозяйственной деятельности природных ресурсов данных территорий и переориентирование их в режим НП не повлечет за собой потерь экономики районов и края. При условии создания в полном объеме инфраструктуры НП и стабильной финансово-экономической ситуации в стране, обеспечивающей условия для развития туризма и отдыха, планируемая прибыль, предполагаемая от функционирования НП, может обеспечить в будущем их самофинансирование. Вместе с тем, планируемая прибыль не может обеспечить покрытия расходов на создание инфраструктуры.

«Анюйский» НП располагается на западном макросклоне Сихотэ-Алиня в бассейне одноименной реки в среднем и нижнем течении, включая части бассейнов рек Манома и Тормасу, а также на правобережье р. Амур, в бассейнах оз. Гасси и р. Пихцы. Его территория отличается высоким биоразнообразием экосистем, насыщенностью природными и историческими объектами. Здесь встречаются представители шести фаунистических комплексов и практически все основные ландшафты Приамурья от горных тундр до поймы Амура. На территории парка ведут традиционное природопользование коренные народности - удэгейцы и нанайцы. Организация парка обеспечит сохранность уникального природного комплекса и этноса. Данный регион обладает уникальными природными ресурсами для организации водного туризма, высокой концентрацией археологических памятников, обусловивших ее высокую историко-археологическую ценность. Очевидно, что создание «Анюйского» НП связано с острой необходимостью удовлетворения различных потребностей: организацией территории для ведения хозяйства и отдыха населения; обеспечением неизменности климатических параметров для жизни человека; сохранением специфических для этого региона ресурсов; сохранением генофонда биоразнообразия; представлением типичных и коренных экосистем, которым грозит уничтожение на среднем и северном Сихотэ-Алине.

Можно сделать вывод, что любой НП – это предприятие с определенной структурой управления отдыхом и режимом природопользования, где рациональное использование природных ресурсов единственно допустимая форма использования природных ресурсов. Формы и объемы такого использования, установленные на основе научных рекомендаций и данных мониторинга, осуществляемого НП, не должны наносить охраняемым природным объектам невосполнимого ущерба и позволять ежегодно восстанавливать потребляемые ресурсы за счет естественных природных процессов и/или за счет специальных поддерживающих мероприятий.

Хотелось бы выразить надежду, что в будущем возможно формирование сети НП в России наиболее рациональным образом, и она в перспективе сможет адекватно представить природное и культурное наследие почти 1/8 части суши и будет вполне сопоставима с сетями и системами НП развитых стран.

 

Информационные источники:

1.«Об особо охраняемых природных территориях» (Федеральный закон от 14 марта 1995 г.) // Сб. руководящих документов по заповедному делу / Сост. В.Б. Степаницкий. – М., 2000. – С. 14–34.

2.Государственный доклад «О состоянии об окружающей среды РФ в 2005» http://www.mnr.gov.ru/files/part/6667_chast4.doc [Электронный ресурс].

3.Стратегия управления национальными парками России: – М.: Изд. Департамента охраны окружающей среды и экобезопасности МПР России и ЦОДП, 2001.

4.Травкина М.Ю. Регулируемый туризм в национальных парках. – М.: Изд-во охраны дикой природы, 2002. – 43 с.

5.«Об организации государственных природных заповедников и национальных парков на территории Российской Федерации» – Распоряжение правительства Российской Федерации от 23 мая 2001г. №725-р.. – http://np-voulteer.narod.ru [Электронный ресурс].

6.О создании национального парка «Зов тигра» (Распоряжение правительства Российской Федерации № 708-р от 2 июня 2007 г.). – http://forestforum.ru [Электронный ресурс].

7.О создании национального парка «Удэгейская легенда» (Распоряжение правительства Российской Федерации № 745-р от 9 июня 2007 г.). – http://forestforum.ru [Электронный ресурс].

 


Новини


  Погода

  Партнеры

  Реклама

  Календарь

  Погода

.
Кафедра географії, історичний факультет Дніпровського національного університету імені Олеся Гончара (106 Географія, 242 Туризм, 014.07 Середня освіта (Географія))
© 2006-2019. Поширення матеріалів сайту дозволяється за умови посилання на www.ggf-dnu.org.ua
© Розроблення та підтримка сайту - Гаврюшин Олександр (admin@ggf-dnu.org.ua)