Сайт кафедри  географії ДНУ
Кафедра географії історичного факультету Дніпровського національного університету імені Олеся Гонара     
.
Навігація


Форма входу
    Вітаємо на нашому сайті!

Бауман К. Ю.

Киевский национальный ун-т им. Т. Шевченко, географический фак-т, студ. IV курса.

Научный руководитель: доц. каф. физ. географии и геоэкологии, к.геогр.н. Романчук С.П.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ОХРАНЫ МИГРИРУЮЩИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ В УКРАИНЕ

 

Опыт эпохи свидетельствует о том, что решать многие экологические задачи и противостоять глобальным экологическим угрозам (например, тому же птичьему гриппу) странам можно только объединенными усилиями, даже если речь идет о таких огромных странах, как Россия, и таких значительных по площади, как Украина. Автор остановился на ратифицированных Украиной международных соглашениях относительно охраны мигрирующих видов животных и на их выполнении. В числе принятых Украиной документов: Боннская конвенция, Конвенция о сохранении мигрирующих видов животных (также известная как договор о сохранении афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц), Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природной среды их обитания в Европе, а также Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер. Эти документы необходимы для решения таких проблем как сокращение популяций мигрирующих видов из-за сокращения площади их существования, браконьерства, переноса особями таких опасных заболеваний, как птичий грипп, а также общего сохранения биоразнообразия мигрирующих видов фауны Украины. К тому же, понимание путей миграции животных может дать информацию для созологии и правильной постройки путей сообщения [1].

Боннская конвенция была подписана первыми странами-участницами в 1979 г. в г. Бонн (Германия) под эгидой Программы по охране внешней среды Объединенных Наций (UNEP). Сейчас вышеуказанная конвенция объединяет 88 стран, среди которых страны Центральной Америки, Африки, Азии, Европы, Океании и Южной Америки. Боннская конвенция ратифицирована Украиной в 1999 г. Законом № 535-XIV (535-14) от 19.03.99, вступила в силу в 1999 г. [1]. Основанием для принятия этой конвенции был 32-й План действий, принятый на конференции Организации Объединенных Наций, где обсуждались проблемы среды проживания человека, принятый в Стокгольме в 1972 г. Он был принят к сведению 27-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Украина, как было указано выше, присоединилась к Конвенции, но с некоторыми ограничениями. Во-первых, в определенном, небольшом, количестве разрешается «выборочное регулирование волка (lupus) и медведя бурого (Ursus arctos)» [3]. Эта поправка введена в действие, чтобы данные виды не осуществляли негативное воздействие на другие популяции животных, а также с целью предупреждения большого вреда рогатому скоту и другим домашним животным. Во-вторых, разрешается «добывать дупеля (Gallinago media)» [3]. Это связано с тем, что данный вид широко распространен в Украине и его популяция достаточно велика. В-третьих, разрешается использование капканов для добывания волка, сурка обычного, бобра, хорька черного, куницы лесной и куницы каменной по тем же причинам. В 1979 г. при принятии Боннской конвенции было согласовано проведение регулярных конференций, что также закреплено в тексте Конвенции. Конференции должны проводиться не реже одного раза в три года, если не будет принято другое решение. На Конференциях принимается бюджет на следующий финансовый период и каждая из Сторон (суверенная страна или созданная ею региональная организация, которая имеет полномочия вести переговоры) выплачивает свой взнос. Положения о размере бюджета и отдельных взносов можно изменять только если при голосовании решения принимаются единогласно. На каждой Конференции рассматривается соблюдение Конвенции. Оригинал Конвенции написан на английском, испанском, немецком, русском и французском языках. Есть официальные тексты на арабском и китайском [1]. Соглашение о сохранении афро-евразийских водно-болотных птиц было принято в Гааге в 1995 г. и ратифицировано Украиной 04.07.2002 г. Оно предусматривает принятие сторонами мер по поддержанию благоприятного статуса сохранения видов мигрирующих водно-болотных птиц, а именно – установление режима строгой охраны водно-болотных птиц, которые пребывают под угрозой исчезновения. Стороны обязываются также устанавливать специальную охрану водно-болотных территорий международного значения, обоснованно и рационально использовать все водно-болотные пространства на своей территории во избежание деградации сред существования. Кроме того, Соглашение устанавливает обязательство сторон проводить оценку влияния (ОВОС) запланированных проектов на водно-болотные угодья и обнародовать ее результаты [1]. Правовой и, до некоторой степени, моральной базой – тем, от чего отталкивались авторы, были Боннская Конвенция, Конвенция о биологическом многообразии (1992) и Повестка дня на ХХІ столетие. Боннская Конвенция (1979) стала толчком для разработки Соглашения.

На первый взгляд кажется, что данное Соглашение направлено на охрану только лишь мигрирующих афро-евразийских водно-болотных птиц. Это не совсем так. Главным образом – да, именно на них, но участники Соглашения также надеялись, что охрана этих видов приведет к дополнительным позитивным результатам относительно сохранения других видов животных и растений. В первую очередь, внимание уделялось исчезающим видам. Поскольку охранять виды без сохранения среды их существования неэффективно, Соглашение содержит договоренность поддерживать сеть таких сред, или, если они были уничтожены, то создавать новые, особенно, если такие находились на территории более чем одной страны из числа тех, которые подписали этот документ. Соглашение содержит положение об исследовании проблем антропогенного влияния и, по мере возможности, компенсации его негативного воздействия. Это Соглашение предусматривает сотрудничество между странами в случае экстремальных ситуаций. Оно также предписывает запрет на привнесение неаборигенных видов водно-болотных птиц в другие страны, предупреждение их неумышленной интродукции, а также компенсация вреда от уже интродуцированных видов птиц. Кроме всего, Соглашение включает подготовку кадров для кольцевания птиц, мониторинга их миграции и другой работы, а также разработку образовательных программ и обмен информацией [1]. Конвенция об охране дикой флоры и фауны, а также их естественной среды существования в Европе была принята в Берне 19 сентября 1979 г. Она имеет целью охрану дикой флоры и фауны и их естественной среды существования, особенно тех видов и сред существования, охрана которых требует сотрудничества нескольких стран, а также содействия такому сотрудничеству. Особенное внимание в этой Конвенции уделяется видам, которым угрожает исчезновение, и видам, подверженным особому риску, включая мигрирующие виды [1].

Скорее косвенное, но тоже важное, значение для охраны мигрирующих видов животных имеет Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер, которая была принята в Хельсинки, 17 марта 1992 г. Украина присоединилась к этой конвенции 1 июля 1992 г., что подтверждено законом 801-14. Эта Конвенция принята в том числе для обеспечения сохранения и, когда это необходимо, восстановления экосистем, а также для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды [1]. Итак, можно сказать, что в Украине имеется достаточно хорошая законодательная база по охране мигрирующих видов животных. Украина присоединилась и ратифицировала значительное количество конвенций и договоров в этой сфере, стремясь оправдать свой европейский выбор и пытаясь защитить биоразнообразие своей страны. Однако часто охрана таких мигрирующих видов животных остается лишь на бумаге и имеет большей мерой декларативный характер, что негативно влияет на сохранение их популяций и международный имидж Украины. Вопиющий пример здесь – строительство в заповедных водно-болотных пространствах дельты Дуная канала из Дуная в Черное море, грубо нарушающее все перечисленные международные конвенции и единогласно осужденное поэтому странами Европейского сообщества [2]. Важна потому, как кажется, роль экологов в просвещении, воспитании и убеждении общественности и власти, побуждении их все-таки выполнять уже действующие международные соглашения.

 

 

Информационные источники:

1. Охрана окружающей среды. Международные правовые акты: Справочник. – СПб., 1994.

2. www.epl.org.ua/a_spv_Dunaj_k.htm

3. www.rada.gov.ua

 

 


Новини


  Погода

  Партнеры

  Реклама

  Календарь

  Погода

.
Кафедра географії, історичний факультет Дніпровського національного університету імені Олеся Гончара (106 Географія, 242 Туризм, 014.07 Середня освіта (Географія))
© 2006-2019. Поширення матеріалів сайту дозволяється за умови посилання на www.ggf-dnu.org.ua
© Розроблення та підтримка сайту - Гаврюшин Олександр (admin@ggf-dnu.org.ua)